Инсайд: как питаются сотрудники кафе и ресторанов
Иван Квасов, генеральный директор кофеен STORIES, | основатель компании Консалдинг общепит, бара клуба Friends Only Bar, проекта ПЛОЩАДКА, кафе TrueTruff |
Питание на рабочем месте осуществляется на основании Трудового кодекса РФ (статья 108). Согласно закону, работодатель обязан создать комфортные условия для ежедневного питания сотрудников. И это один из ключевых моментов формирования качественной среды для успешной работы.
Нет ничего хуже, чем голодный и злой человек, которому нужно продавать ароматные напитки, десерты и сэндвичи, да еще и создавать хорошее настроение. Работа в кофейнях — это не просто «купи‑продай», а тесный контакт с покупателем, постоянное общение и обмен энергией. Если человек голоден, то он не может нормально осуществлять эти функции.
Фото: steffen kastner|unsplash
Не зря есть пословица: «Война войной, а обед по расписанию». Каждый сотрудник имеет право на обеденный перерыв во время рабочей смены, когда он может не только поесть, но и отдохнуть, перезагрузиться и настроиться на вторую половину рабочего дня.
Четкий регламент
Чтобы обеденные перерывы не превратились в многочасовые отлучения, необходимо четко прописать в трудовом договоре с каждым сотрудником время на обед и все условия, которые предоставляет компания. Отсутствие данного пункта в документах может даже привести к штрафным санкциям со стороны контролирующих органов.
Каждый сотрудник должен понимать, когда он имеет право пойти на обед, что входит в его привилегии касаемо кухни (бесплатные сэндвичи и кофе или скидки на питание). И, естественно, персонал несет ответственность за то, чтобы выполнять требования, выставленные работодателем.
Фото: gardie design social media marketing|unsplash
Как организовать?
Существует несколько простых способов:
1. Ежемесячно выдавать дополнительные средства на питание. На эту сумму человек может купить продукцию в собственной кофейне либо питаться на стороне или покупать продукты и готовить заранее дома. Однако, например, в кофейных островках и небольших стойках «кофе с собой» зачастую не предусмотрены места для приема пищи, поэтому у сотрудника остается вариант только стороннего питания.
2. Можно установить лимит бесплатного питания в кофейне (кофе, сэндвичи, смузи, десерты). После достижения порога суммы, сотрудник получает скидку на продукцию заведения. Такой вариант может не подойти в том случае, если человек питается определенным образом (безглютеновые или диабетические диеты, правильное питание и так далее). Эти моменты уже оговариваются индивидуально.
3. Некоторые крупные сети предлагают сотрудникам бонусные программы по накоплению балловв собственных заведениях. Им устанавливаются более привилегированные условия для получения скидок и бесплатных чашек кофе, десертов в подарок и так далее. Это мотивирует персонал на дополнительную активность в собственных заведениях.
4 Компания может заказать обеды в сторонней организации с доставкой в торговые точки. Однако здесь есть одно важное условие: каждая кофейня должна быть оборудована местом для приема пищи (столовой, подсобным помещением и так далее). Не всегда есть такая возможность. Тогда смотрите пункт 5.
5. Организовать бесплатное или льготное питание в соседнем ресторане или сети столовых. Это может быть взаимный пиар, проведение совместных акций и мероприятий. Выбирайте заведения, в которых нет конкурирующих продуктов. Например, кофе или похожих десертов. И если у вас сеть кофеен по всему городу, то и партнер должен иметь такую же разветвленную базу.
6. Организация питания на территории кофейни. Это самый дорогостоящий и сложный пункт, однако, он является одним из самых привлекательных для сотрудников. Здесь важно позаботиться о дополнительных помещениях и персонале, но, в итоге, вы будете экономить на ежемесячной компенсации.
Фото: ross sokolovski|unsplash
Почему это важно?
Организация питания на рабочем месте — это один из главных пунктов мотивации для персонала после зарплаты и бонусов.
По данным портала Superjob, более 40% компаний пускают вопрос обедов на самотек. То есть не регулируют его никак. Более 65% сотрудников просто отказываются от обедов с целью экономии собственного бюджета и рабочего времени. «Лучше поработаю, чем потрачу время на еду». В результате, к третьему месяцу такой работы человек или тяжело заболевает, или уходит в более лояльную компанию.
Конкуренция на рынке кофеен высокая. Молодые люди понимают, что у них есть выбор. И за качественные и эффективные кадры даже приходится бороться. Если человек понимает, что здесь ему не предоставляют условия для нормального обеда, он попросту выберет себе другого работодателя. В связи с чем некоторые предприниматели придумали дополнительное поощрение за высокие показатели. Например, сотрудник должен отработать минимум три месяца и показать себя с хорошей стороны, тогда ему положена компенсация питания.
Фото: eaterscollective|unsplash
Вопрос контроля
Безусловно, возникает вопрос: «Как понять, что человек потратил деньги на обед, а не положил себе в карман и остался голодным?». Никак. Работодателю важно прописать нормы в трудовом договоре, сотрудник же берет на себя ответственность их выполнять. Если он хочет остаться голодным, это его выбор. Но, скорее всего, через некоторое время такой подход выльется в неутешительные последствия. Опять же в бизнесе часто возникают ситуации, когда сотрудники пытаются продать бесплатную продукцию с прилавка. Здесь важно выстроить четкую систему контроля продаж и настроить схему списания обеденных продуктов. Выручают камеры на местах, четкие правила и наличие контролирующих менеджеров.
Здесь еще никто не писал, Вы можете быть первым
Мы опубликуем его в ближайшее время – после модерации.