Фильтры
Фильтры

Из истории дизайна: винные этикетки

Redaktor, 17 января 2019
Вино начали разливать по чашам и бокалам, как только люди научились возделывать лозу – еще в V в. до нашей эры. С тех пор этот напиток – один из самых популярных на пиршествах. Мы нередко рассказываем о том, как правильно выбирать вино, и чем один сорт отличается от другого, но на этот раз мы решили обратиться к истории винных этикеток, которыми начали маркировать напиток относительно недавно.

«Народы Средиземноморья начали отходить от варварства, когда научились выращивать маслины и лозу». Так писал грек Фукидид в «Истории Пелопоннесской войны» в V в. до н. э. Но самое раннее свидетельство, которое говорит нам о выращивании винограда и контролируемой ферментации его соков, датируется 5400–5000 гг. до н.э. Оно относится к Древнему Востоку.

При раскопках в горах Загрос в Иране обнаружили керамические сосуды, где содержалась винная кислота, что почти наверняка указывает на присутствие в них вина. Согласно одной персидской легенде, первое вино было обнаружено молодой девушкой, которая хотела покончить жизнь самоубийством, выпив испорченный сок от гниющего винограда. Вместо того чтобы отравить себя, она узнала, что такое состояние алкогольного опьянения, и поняла – жизнь может быть приятней, чем ей казалось. 

Первая маркировка

Существует свидетельство (1352 г. до н.э.) из места захоронения египетского фараона Тутанхамона – его в 1922 году раскопал археолог Говард Картер, – оно указывает на то, что древние египтяне были первыми, кто хранил свои вина с подробным описанием урожая, региона выращивания или виноградника. Кроме того, они указывали имя винодела.

Однако маркировка вин стала необходимой именно в Персидской империи из-за появления множества разновидностей. Например, греческих и финикийских вин из Сидона попадало в винный погреб царя в Персеполе. Согласно Геродоту, персидская империя Ахеменидов (550-330 гг. до н.э.) имела сложную культуру винопития. Персы «очень любят вино», писал он. 

Так, некоторые из табличек, найденных в Персеполе, построенным Дарием около 500 г. до н.э., записывают распределение вина среди граждан. Члены собственной семьи короля получали по пять кварт (1 кварта – 0.94 литра) в день, хотя в случае праздника могло быть гораздо больше; одна запись в архиве повествует о том, что принцесса получила партию в пятьсот галлонов (1 галлон – 3,78 литра).

Чиновники, члены королевской гвардии и другие «служащие» брали часть своей зарплаты в вине. Рядовые работники получали ежемесячное пособие от десяти до двадцати кварт. Женщин «из рабочего класса» тоже вознаграждали вином: когда рождался ребенок мужского пола, мать получила десять кварт, за девочку давали в два раза меньше. 

В Европе виноделие долгое время было делом монастырей – из-за необходимости его использования в христианских таинствах. Во времена Ренессанса любители благородного напитка оценили достоинства различных винодельческих регионов, а к XIX веку торговля вином резко возросла, особенно быстро отрасль развивалась во Франции. Появились вина с легко узнаваемыми, конкретными характеристиками. Обычно их хранили в бочках, а на бочках мелом или углем писали, что за вино там храниться.

Изобретение печи для сжигания угля привело к следующим крупным изменениям. Печи XVII века позволили создать более толстое и более темное стекло. Эта возможность в сочетании с новыми пробковыми крышками, которые вошли в моду одновременно, привела к использованию прочных стеклянных бутылок для транспортировки и выдержки вина. Бутылки долго были разных размеров и форм, а про этикетки даже и говорить нечего.

Ранние этикетки для вина в Европе были только маленькими кусочками пергамента с завязками для горлышка бутылки, также можно было использовать дерево.

Литография и массовое производство

К 1798 году была изобретена литография, и винные этикетки стали печатать. По мере того, как виноделы всё больше повышали качество своих вин, создание идеальной этикетки становилось все более и более важным. С появлением литографии большинство производителей вина стали отдавать предпочтение этикеткам прямоугольной формы – это позволило увеличить объем информации, которую получал покупатель.

До XIX века этикетки мало говорили о качествах напитка, но много о его производителе. Модно было указывать количество полученных медалей, гербы винодельни, а также делать орнаменты, рисовать пейзажи, изображать значимых для региона или вина людей.

По мере того, как печать становилась все более изощренной, природа этикеток тоже менялась. Именно великие производители шампанского впервые начали использовать необычные этикетки, используя элементы дизайна и самые разные цвета для своих этикеток.

1/2

Унификация и борьба с ней

В 1950-х годах в большинстве стран был принят закон, согласно которому определенная информация должна быть обязательно указана на этикетках винных бутылок: где вино было разлито по бутылкам, кто разлил, тип винограда, урожай, содержание алкоголя, объем бутылки и многое другое.

Иллюстрация из книги Wine Folly

При этом, соблюдая закон, каждый винодел стремился удивить покупателя и привлечь своего покупателя. Сегодня есть самые разные этикетки: со стразами, круглые, со шрифтом Брайля и места для записки. Можно выбрать что-то интересное, думая не только о вкусе напитка, но и о красоте бутылки.

Елизавета Алмазова

Здесь еще никто не писал, Вы можете быть первым

Добавить фото
Нажимая кнопку «ответить» Вы принимаете условия Пользовательского соглашения.
Ваш комментарий
Добавить:
фото
Нажимая кнопку «Отправить комментарий» Вы принимаете условия Пользовательского соглашения.
Санкт-Петербург
Ваш город
Великий пост
location
Поделиться геопозицией
используется для поиска ближайших заведений, отображения расстояния до заведения
Ок
Отмена
Загрузка...