Краткая история стремительного пике. Почему еда в самолетах становится все проще и хуже
И все чаще это разной степени унылости сэндвич или булочка плюс напиток. Если к этому добавляется крошечный кусочек курицы с парой слайсов моркови и одиноким, как кактус в пустыне, кочешком брокколи, то это просто непозволительная роскошь и «лухари».
Однако так было не всегда. Если мы посмотрим хронику пассажирских авиарейсов 1960-х годов (и здесь не имеет значения, идет ли речь о тогда еще советском «Аэрофлоте» или о западных авиакомпаниях, хотя нюансы, конечно же, есть, но в целом картина более или менее идентичная), то увидим совершенно иную картину: шикарные трапезы из двух-трех перемен, десертные тарелки, вино, белые скатерти и классическая сервировка с полным комплектом приборов.
Сегодня вам нужно забронировать международный рейс на дальние расстояния или, может быть, если вам повезет — внутренний рейс через несколько часовых поясов, чтобы получить бесплатное питание. На более коротких рейсах вы можете получить на выбор кексик с тремя изюминками или печенье «Юбилейное» в детсадовской упаковке.
Фото: Shutterstock
Еда в самолете сильно отошла от стандартов славных дней бортового питания, когда обеды подавали на белых скатертях, а стюардессы готовили яичницу в воздухе. Исчезновение питания присоединилось к длинному списку проблем, неудобств и сокращений, с которыми сегодня сталкиваются авиаотрасль и ее клиенты. Но сокращение производственных затрат — не единственная причина, по которой исчезли тарталетки с красной икрой. Отказ от питания во время полета для многих пассажиров неожиданно стал результатом больших изменений в государственном регулировании, дизайне самолетов, присутствии мультимедиа на борту, налоговых льготах для отрасли, а также повышенных проблемах со здоровьем и безопасностью.
Протоколы и правила безопасности авиакомпаний с 11 сентября изменили виды кухонных ножей, с которыми экипажи могут работать в воздухе. Камбузы в самолетах стали меньше по размеру, чтобы в самолете было больше пассажирских мест. А авиакомпании не подают некоторые продукты, например арахис, чтобы защитить людей, страдающих аллергией. Еда часто меньше, преснее или вообще отсутствует.
Фото: Shutterstock
Взимание с пассажиров платы за питание на борту также является для авиакомпаний некоторых стран способом сэкономить на налогах. Налоговая система ряда государств облагает акцизным налогом сами перелеты, но этот налог может не распространяться на сборы за багаж и питание на борту, которые становятся все дороже.
Еда в самолетах существует уже почти столетие. С 1920-х годов бортпроводники раздавали пассажирам жевательную резинку и леденцы, чтобы снять давление в ушах.
К тому же, авиакомпании пытались выделиться с помощью обслуживания, еды и той роскоши, которая обычно предоставляется пассажирам круизных лайнеров — или злодеям Бонда.
В 1960-х и 1970-х годах авиакомпании регулярно устанавливали на борту кухни практически ресторанного типа и рекламировали свои меню, чтобы привлечь клиентов. Говядина была бизнес-стратегией.
Затем началась гонка дискаунтеров, и авиакомпании снизили цены на билеты. Но чтобы компенсировать потерянный доход, они также сократили выбор продуктов питания и других услуг.
Теракты 11 сентября ускорили сокращение бесплатного питания в самолетах. Авиаперевозчики столкнулись с существетвенным сокращением спроса и в ответ сократили обслуживание бортового питания.
Еда в самолетах на протяжении десятилетий была предметом шуток и критики, но теперь люди скучают по ней. Лишь немногие эксперты авиационной отрасли полагают, что полноценное питание вернется в отрасль в ближайшее время.
Фото: Nahima Aparicio on Unsplash
Разумеется, реальность сильно различается для пассажиров бизнес-класса и остальных.
Например, если вы находитесь в бизнес-классе какой-нибудь известной авиакомпании класса премиум, на обед у вас может быть средиземноморский салат, куриная грудка с соусом моджо, рис с черной фасолью Поблано и бананы или паста пенне с рагу на растительной основе и рикоттой.
Несколько авиакомпаний даже предлагают икру пассажирам первого класса. Но большинство пассажиров в наши дни даже не получают бесплатную жевательную резинку.
По материалам CNN Business
Здесь еще никто не писал, Вы можете быть первым
Мы опубликуем его в ближайшее время – после модерации.