Кухонная дипломатия: как правительства используют еду как мягкую силу
Фото: Marcin Kaliński on Unsplash
Эти усилия были частью арсенала инструментов, которые помогли развитию туризма в стране. В период с 2001 по 2019 год число посетителей Таиланда увеличилось примерно с 10 миллионов до 39,8 миллионов. В 2019 году, до начала пандемии Covid-19, Таиланд был восьмой по посещаемости страной в мире. А по мере того, как рос спрос и интерес к тайской кухне, росла и потребность в тайских продуктах, включая ананасы, рис и тунец. В 2021 году Таиланд стал тринадцатым по величине экспортером продуктов питания в мире.
Опыт Таиланда доказывает, что на продовольственную дипломатию и еду в целом следует смотреть как на мост, соединяющий людей.
Фото: Jakob Owens on Unsplash
Фото: Lisheng Chang on Unsplash
Фото: Willian Justen de Vasconcellos on Unsplash
Конечно, гастродипломатия имеет потенциал для стимулирования туризма. По данным Всемирной ассоциации гастрономических путешествий, около 53% туристов решают посетить какое-либо место специально ради еды. Перу запустила успешную гастродипломатическую кампанию в 2010-х годах; с тех пор страна с населением 34 миллиона человек рекламируется как ведущее кулинарное направление в таких изданиях, как The Economist и Wall Street Journal. «Возможно, люди не смогут много рассказать вам об истории Перу, но они знают, что такое севиче», — говорит Чаппл-Сокол.
Фото: Mathew Schwartz on Unsplash
По примеру Таиланда десятки стран сделали ставку на гастродипломатию. Южная Корея открыла Всемирный институт кимчи для изучения знаменитой ферментированной капусты; Соединенные Штаты создали группу лучших американских поваров, которые ездят в посольства за рубежом, чтобы знакомить людей с американской кухней; а Индонезия запустила кампанию «Приправьте мир» с целью увеличения продаж местных специй, таких как мускатный орех и корица.
Как правило, страны используют продукты питания для создания национального бренда двумя разными способами, в зависимости от своих целей. Первый подход заключается в том, чтобы «сузить взгляд на кухню», говорит Чаппл-Сокол. «Это то, что Корея сделала с пибимпабом или кимчи и добилась защиты ЮНЕСКО. Вы углубляетесь во что-то, чтобы заявить об этом и повысить престиж этого блюда».
Фото: Markus Winkler on Unsplash
Кимчи вошло в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2013 году как «важная часть корейской кухни, преодолевающая классовые и региональные различия». Южная Корея была лишь одной из многих стран, которые за последнее десятилетие поспешили внести свои кулинарные традиции в список ЮНЕСКО. Кандидатами стали и французская изысканная трапеза (Repas gastronomique des Français) определяемая как «социальный обычай, направленный на празднование наиболее важных моментов в жизни отдельных лиц и групп», средиземноморская диета и традиционная мексиканская кухня.
Второй подход к гастродипломатии, по мнению Чаппл-Сокола, более обширный, не сосредоточенный на каком-либо конкретном блюде или гастрономической традиции.
Например, New Nordic Cuisine. Вместо того, чтобы сосредоточиться на продукте питания или стиле приготовления из одной страны, повара региона из Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции, Фарерских островов, Гренландии и Аландских островов объединили свои усилия два десятилетия назад.
Фото: Hans M on Unsplash
«Новая скандинавская кухня выходит за рамки национальных границ. Существует идея, что есть что-то общее, что находится выше уровня национального государства и может определять эти страны», — говорит Итидзё. Их усилия имели огромный успех: они принесли скандинавской кухне всемирную известность, привлекли туристов в скандинавские страны и превратили скандинавских поваров в нарицательные имена.
Концепция укоренилась в 2004 году, когда группа шеф-поваров, рестораторов, фермеров, политиков и других собралась на симпозиум в Копенгагене. Одним из важных результатов этой встречи стал ныне знаменитый «Новый скандинавский продовольственный манифест», состоящий из 10 пунктов. Повара, подписавшие манифест, пообещали готовить в соответствии с сезоном, продвигать скандинавские блюда и разрабатывать новые способы применения традиционных скандинавских продуктов.
Фото: Yohan Marion on Unsplash
По ее словам, как и все формы мягкой силы, гастродипломатия работает посредством «знакомства и опыта использования». «Люди могут вести за столом цивилизованные дискуссии, которых не было бы в других местах, и это очень важно».
По материалам портала The Parliament Magazine
Фото на главной: Greg Rosenke on Unsplash
Здесь еще никто не писал, Вы можете быть первым
Мы опубликуем его в ближайшее время – после модерации.