Фильтры
Фильтры

Макароны по-флотски. Дню ВМФ посвящается

Redaktor, 24 июля 2020
Плавать — необходимо, жить — не так уж необходимо. Под этим девизом древние финикийцы на своих квадриремах и гаулосах покидали родной Тир или Сидон и отправлялись на поиски новых товаров и новых земель.

Огромные водные пространства нашей планеты не только разделяли континенты и страны, но и соединяли их. Морской и речной путь зачастую был единственным способом пересечь огромные пространства, чтобы добыть экзотические пряности, драгоценные камни, дивные плоды или роскошные шкуры. Немало было в истории человечества и тех безумцев, которым пела свои песни Муза дальних странствий, и которых влекли не богатства далёких земель, а Неизвестное и Неизведанное. Впрочем, в их кильватере всё равно всегда следовали торговцы. 

Фото: clutch.ua

Как известно, торговля всегда идёт рука об руку со своей родной сестрой — войной. И история морских сражений по сути равна истории самого мореплавания — от финикийской и греческой биремы, норвежского драккара, русской ладьи, фламандской каракки до современных авианосцев, крейсеров и подводных лодок. Но несёте ли вы службу на утлой галере в 20 гребцов или на авианосце размером с небольшой остров — обед у вас должен быть по расписанию.

Фото: se7en.ws

И если снабжение сухопутных войск могло худо-бедно, но перейти на подножный корм, то в открытом море это было невозможно. Поэтому большинством изобретений — как намеренных, так и случайных — в области консервации еды мы обязаны как раз отважным мореходам.

Проще всего было античным морякам — они ходили по морю каботажным способом, то есть вдоль берега, а значит, могли довольно регулярно высаживаться на сушу и пополнять запасы — от дичи до свежих овощей и фруктов.

Но уже раннее Средневековье рождает смелых покорителей моря, которые отваживаются уходить от берега всё дальше и дальше. Викинги уже проводили на своих драккарах по нескольку недель, а то и месяцев, не видя суши. Тут не обойтись без тщательно продуманного рациона. Его основой стал засушенный хлеб, который со временем превратился в знакомые всем сухари. Брали с собой вяленое мясо и сушёные овощи, к которым добавлялись и некоторые свежие корнеплоды, хранившиеся достаточно долго. Кстати, брали с собой и живой скот: коз, овец, кур, которых съедали в ходе путешествия. Готовили пищу на открытом огне прямо на палубе. 

Фото: victorsolkin.wordpress.com

Большую проблему составляла пресная вода, которая быстро протухала в любой посуде. Поэтому её охотно заменяли элем или более дорогой медовухой. Содержащие алкоголь жидкости хранились куда дольше, чем обычная вода. 

Фото: mauricebaker.co.uk

Такой рацион был не только у викингов, он был приблизительно одинаков и на судах Ганзеи, и на новгородских купеческих ладьях, и на кораблях рыцарей христианских монашеских орденов, и на турецких галерах. 

Но затем последовала эпоха Великих географических открытий. Мореходы стремились к самым дальним берегам. Васко да Гама, Магеллан, Колумб — бичом всех этих капитанов были не столько расстояние и опасности моря, сколько голод и цинга, косившие экипажи в дальних странствиях. 

В корабельных книгах содержатся упоминания о тогдашней схеме питания моряков. Так, например, участники экспедиции да Гама питались по такому рациону: 680 граммов сухарей; 453 грамма солонины; 1 литр воды, 40 граммов уксуса, 20 граммов масла оливкового, лук, чеснок, сушеные и свежие овощи.

Васко да Гама. Фото: os.wikipedia.org

Как видно из этого набора, основой его являются те же продукты, которые многие тысячелетия были да и остаются до сих пор основой питания всего человечества — хлеб и вода. С хлебом было чуть проще — его можно было превратить в сухари. А вот вода даже в бочках специального обжига быстро превращалась в жижу, полную смертоносных бактерий. Уксус, лимонный сок и другая органическая химия решали проблему ненадолго. А пополнение запасов питьевой воды сбором дождевой целиком и полностью зависело от прихотей природы. Ситуация выровнялась только к середине 19 века, когда не только появились цинковые бочки, но и возможность кипятить воду в больших объемах. 

Фото: abc15.com

Как мы писали выше, с хлебом ситуация была чуть проще, но лишь чуть. Морские галеты — это твердокаменные сухари, разгрызть которые было не под силу даже здоровому, что уж говорить об ослабшем, с изъеденными цингой дёснами матросе. Так родилось «собачье пирожное» — мерзкая на вкус и вид смесь из толчёных с водой сухарей с солью или сахаром, салом, бобами и специями. Добавьте к этому личинок, которые заводились в сухом хлебе, и вы поймёте, почему эту «вкусняшку» матросы предпочитали употреблять в темноте. 

Если вы думаете, что «собачье пирожное» — единственная гадость, которую были вынуждены употреблять в пищу матросы, то ошибаетесь. Была ещё такая штука, которую англичане, в чьём гимне не просто так есть строки «Правь, Британия, морями», называли «мертвый француз». Схожие эпитеты это варево получило и у мореходов других стран. А всё потому, что его основой была солонина: плотно утрамбованное в бочках мясо иногда настаивалось в течение одного-двух лет. И пахло соответствующе. Но именно солонина была основной того варева, которое готовил кок в дальнем походе: её мелко рубили, сдабривали специями, добавляли по возможности свежевыловленную рыбу, тушили всё это в уже подтухшей воде и в конце приправляли ромом.

Фото: sailor2019.blogspot.com

Отвратительно? Да. Но был ещё и потаж. Это слово вызывало дрожь и рвотные спазмы у бравых покорителей моря по всему свету.  Потаж готовили тогда, когда заканчивались все запасы. В котёл шло всё: мясо с червяками, тухлая солонина, галеты с личинками, корабельные крысы, а иногда и кожаные ремни, портупеи и голенища сапог. Кстати, корабельные крысы из этого набора далеко не самое ужасное. Они даже считались деликатесом, поскольку питались объедками, а не мертвечиной, к тому же у них было неоспоримое преимущество — они были свежими. 

Что касается цинги, этого бича моряков, то уже в конце 18 века, отправляясь в дальнее путешествие, капитаны непременно приказывали загрузить несколько бочек с солёными лимонами, которые спасали жизни не одной сотне тысяч моряков.

Фото: history1.ru

Ситуация начала меняться кардинально в конце 18 века, когда в оснастке кораблей стали появляться металлические элементы. Тогда стало возможным организовывать и более длительное хранение, и полноценный камбуз вместо вонючего общего котла. О том, что питание на флоте стало более приемлемым, свидетельствует месячный рацион русского матроса в конце XVIII века: 5,5 кг мяса говяжьего в виде солонины или свежего; 18 кг сухарей;  4 кг гороха;  2,5 кг гречки;  4 кг овса; —2,5 кг масла;  более 0,5 кг соли;  200 г уксуса;  3,4 л водки (28 чарок). 


Фото: topwar.ru

19 век принёс с собой самое значительное открытие в области длительного хранения еды — консервы. Это вкупе с цинковыми баками для воды и печами для выпечки хлеба практически решило вопрос питания на флоте. Через несколько десятков лет к этим приспособлениям добавятся и морозильные камеры, позволяющие сохранить свежими мясо и овощи.

Фото: sovsojuz.mirtesen.ru

Сегодняшний рацион моряков ВМФ России составляют замороженные и консервированные мясо, рыба и овощи, к которым прилагаются самые разнообразные крупы: гречка, перловка, рис, пшено, геркулес, а также макароны. Но уже не по-флотски. 

Первое упоминание об этом блюде, кстати, связано с бунтом 1915 года на линкоре «Гангут». Причиной бунта послужило нарушение морских традиций, когда после выполнения физически тяжёлой работы по погрузке на корабль угля вместо полагающихся макарон с мясом матросам была предложена ячневая каша. Но само название закрепилось только к середине прошлого века, когда оно стало встречаться в кулинарных книгах, а на полках даже появились консервы с таким названием. Однако в 2008 году Роспотребнадзор запретил изготовление макарон «по-флотски» на предприятиях питания. Так что сейчас это блюдо готовят исключительно дома. 

Фото: patee.ru

Что же касается напитков на флоте, то в основном это компот. Его моряки пьют чаще, чем чай или кофе, ведь это — замечательный источник витаминов и микроэлементов.

Рацион современных подводников несколько отличается от того, который принят у моряков обычного флота. Он менее калориен, но так же тщательно сбалансирован. Кроме того, в рационе присутствуют и экзотические вещи, например, проспиртованный хлеб. Это способ консервации хлеба, который невозможно выпекать на борту подводной лодки. А вот хлебные консервы достаточно разогреть специальным образом, чтобы получить ароматный и свежий хлебушек. Также в рацион подводников традиционно входит красное вино: 50 граммов на человека. Считается, что вино выводит из организма радионуклиды. 50 граммов — доза микроскопическая, поэтому иногда (редакция узнала об этом по секрету) члены команды объединяются в небольшие группы и устраивают что-то вроде общего котла, когда все порции сливаются в полноценные 200 граммов, и они достаются одному человеку сегодня, второму — завтра и так далее. 

Фото: waralbum.ru

Но как бы то ни было, сегодняшний рацион питания и обычных моряков, и подводников – это полноценная еда, практически ничем не отличающаяся от того, из чего состоит трапеза обычного человека. Что не отменяет того факта, что на флот по-прежнему идут служить отважные и сильные ребята, которыми мы по праву гордимся. 

Фото на главной: extremal.mirtesen.ru

Здесь еще никто не писал, Вы можете быть первым

Добавить фото
Нажимая кнопку «ответить» Вы принимаете условия Пользовательского соглашения.
Ваш комментарий
Добавить:
фото
Нажимая кнопку «Отправить комментарий» Вы принимаете условия Пользовательского соглашения.
Санкт-Петербург
Ваш город
Великий пост
location
Поделиться геопозицией
используется для поиска ближайших заведений, отображения расстояния до заведения
Ок
Отмена
Загрузка...