Redaktor, 26 июня 2020
Ещё в древности люди проводили эксперименты с едой, чтобы продлить срок хранения продуктов или улучшить их вкус.
Уже 200 000 лет назад наши предприимчивые предки сообразили, что мясо, обжаренное на огне, хранится дольше, чем сырое. Прошли ещё десятки тысяч лет, и к огню в качестве консерванта добавилась соль, которая сохраняла свежими не только обжаренные, но и сырые продукты.
Древняя Греция и Древний Рим были вполне развитыми цивилизациями и широко использовали мёд, травы и специи для консервации еды, а также для улучшения вкуса не только пищи, но и вина. Античная цивилизация была светочем культуры и науки, а также торговли, и представители последней прибегали не только к безобидным травкам и мёду, но и к морской воде, мелу и свинцу, добавляя всё это где-то с честной целью - чтобы дольше хранилось, а где-то с целью из одной бутылки вина сделать как минимум три.
В Средневековье наукой о смешивании несмешиваемого занимались и горели за это на кострах не только алхимики. Торговля специями была сверхприбыльным, но и сверхопасным бизнесом, связанным с высокими рисками, поскольку хождение за три моря за экзотическими пряностями нередко оборачивалось потерей кораблей и команды, сгинувших во время шторма или захваченных пиратами.
Фото: Морской музей Мадрида
Поэтому торговцы специями без всякого стеснения добавляли к, без преувеличения, драгоценным травкам и порошкам вещества попроще: молотую ореховую скорлупу, фруктовые косточки, семена местных безобидных травок, ягоды можжевельника. Особо беспринципные не заморачивались даже на это и просто фасовали пряности пополам с размолотыми в муку камнями или обычной пылью. Возмущенные граждане, не желавшие есть можжевельник и пыль вместо перца и кардамона, инициировали создание торговых гильдий, призванных контролировать качество продуктов и предотвращать их фальсификацию. По всей Европе были разработаны законы, регулирующие качество хлеба, вина, молока, масла и мяса. И, разумеется, пряностей. Однако после Реформации влияние гильдий ослабло, а вместе с ними ослабли и их законы.
В течение 18-го и 19-го веков, когда Соединенные Штаты перешли от сельского хозяйства к индустриальной экономике, а урбанизация отстранила большинство людей от производства продуктов питания, подделка продуктов питания ради прибыли стала безудержным процессом.
Молоко часто разбавляли водой и окрашивали мелом или гипсом — веществами, которые также добавляли в муку. Свинец добавляли в вино и пиво, а кофе, чай и специи обычно смешивали с грязью, песком или листьями местных растений, не имевших ничего общего с исходным продуктом. Хотя ряд законов запрещал добавлять вредные вещества в пищу, эти законы было сложно применять, поскольку не было надежных тестов, подтверждающих наличие таких вредных веществ и примесей.
В 1820 году химик Фредрик Аккум (Fredrick Accum) обратил внимание на многочисленные случаи фальсификации пищи в своём «Трактате о фальшивой еде и кулинарных ядах». К этому времени микроскопы уже могли обнаружить различия между ингредиентами, а химические реакции позволили выявить наличие токсических веществ. Тем не менее, все большему числу городских жителей приходилось полагаться на других в вопросах качества пищи. Продукты в то время часто перевозились на большие расстояния с примитивным охлаждением и практически в антисанитарных условиях, так что практика добавления опасных присадок для продления срока годности продуктов питания продолжалась.
К концу 19-го века развитие химических технологий позволило производителям маскировать ухудшение качества пищевых продуктов способами, которые было трудно обнаружить. В то же время доморощенные эликсиры, настойки и «лекарства», содержащие опий, кокаин, героин и другие наркотики, продавались без ограничений, предупреждений или этикеток с ингредиентами.
В 1902 году доктор Харви В. Уайли (Harvey W. Wiley), главный химик в учреждении, которое сейчас называется министерством сельского хозяйства США, организовал группу добровольцев, чтобы проверить эффекты приема некоторых из наиболее распространенных пищевых консервантов, используемых в то время, таких как бура, медь сульфат, серная кислота и формальдегид. Эта группа мужчин, известная как «Отряд ядов», согласилась употреблять все увеличивающееся количество каждого химического вещества, тщательно отслеживая его воздействие на свои тела. Шокирующие сообщения привлекли широкое внимание, и в 1906 году Конгресс принял закон об инспекции мяса и первоначальный Закон о пищевых продуктах и наркотиках, запрещающий производство и межгосударственную перевозку фальсифицированных и неправильно маркированных продуктов и лекарств. Однако только в 1958 году производителей обязали проводить испытания, необходимые для доказательства безопасности продукта или препарата, до того, как он должен поступить в продажу.
«Отряд ядов». Фото: witf.org
Хотя безопасность наших продуктов питания значительно улучшилась за последнее столетие, в мировой пищевой промышленности продолжают сохраняться случаи мошенничества с едой: в неё по-прежнему могут добавить несъедобные ингредиенты для увеличения объёма или веса, заменить дорогие компоненты на дешёвые синтетические аналоги, нечестно указать состав. Поскольку готовая еда, в которую входит множество ингредиентов, всё чаще поступает из самых разных стран, а цепочка поставок становится все более сложной, отслеживание источников фальсификации — преднамеренной или нет — было и остаётся серьезной проблемой.
Фото на главной: wwaytv3.com
По материалам history.com
Мы опубликуем его в ближайшее время – после модерации.