Фильтры

Roadrunner: новый фильм об Энтони Бурдене

Redaktor, 16 июля 2021
В начале интригующего и тревожного фильма Моргана Невилла (Morgan Neville) «Roadrunner: A Film About Anthony Bourdain», чья мировая премьера состоялась 11 июня 2021 года, режиссер тихо говорит из-за камеры: «Сплетни - это не то, что ему нужно».

Это отсылка к таблоидному скандалу, разразившемуся незадолго до смерти Бурдена. «Я хочу снять фильм о том, почему он был тем, кем был», - такими словами Невилл открыл премьерный показ документального байопика.

Почему повар, ставший мировой величиной в мире гастрономии, писателем и звездой СМИ, горел так ярко, был так жаден на опыт и эксперименты, был любим многими, кто его знал, и безмерно уважаем теми, кто читал его острые статьи и следовал за ним? Конечно, этот вопрос неизбежно затмевает другой: почему он, один из самых неугомонных людей, покончил жизнь самоубийством три года назад, в возрасте 61 года, повесившись в своем номере во французском отеле? Не в силах проникнуть в эту тайну, фильм кратко затрагивает скандал, не предлагая его в качестве ответа. Тем не менее, мистер Невилл, получивший «Оскар» за документальный фильм 2013 года «В двух шагах от славы» (Twenty Feet from Stardom), оставляет у нас яркое полноценное чувство, что мы стали чуть ближе к человеку, которым был Бурден, а также к тому, кем он казался.

Морган Невилл, фото: grammy.com

Иногда эти два образа совпадали - и это можно заметить в фильме. В видеоклипах конца 1990-х годов, когда Бурден работал шеф-поваром в Brasserie Les Halles в Нью-Йорке, он такой же дерзкий, забавный, манящий, красноречивый, супер-умный, самоироничный и безмерно симпатичный вундеркинд, которым он по-прежнему оставался большую часть его жизни. В документальном портрете г-на Невилла реальный человек и его публичный образ начинают расходиться после того, как прославленный автор «Конфиденциальной кухни» внезапно отправляется в странствие для телешоу о еде и путешествиях, различные версии которого охватывают 16 лет его жизни. Бурден, прирожденный рассказчик, любит новую среду и быстро принимает ее, хотя и не без дополнительных затрат для себя и других. 

Однако уже здесь видны некоторые изменения, которые кажутся вполне закономерными: они являются следствием волнующего, но изнурительного процесса, который Бурден позже описывает как: «из аэропорта в аэропорт, из города в город - я начинаю чувствовать себя современным Вилли Ломаном» (главный герой знаменитой пьесы Артура Миллера «Смерть коммивояжёра» - прим.ред.). Однако Бурден далёк от персонажа Миллера. Путешествующий шеф вполне преуспевает в том, чтобы поедать экзотические продукты - один из его продюсеров называет поедание живого, бьющегося сердца кобры «немного непристойным» - и без особых усилий общаться с очаровательными людьми, погружаясь, хотя и ненадолго, в культуры, столь же чуждые ему, как и его зрителям. Но тревожно и неожиданно не это - в  фильме говорится, что Энтони не путешествовал до появления первой серии своего шоу. То, что он знал о других странах, в основном было почерпнуто из фильмов и книг, что усиливало его и без того ненасытный аппетит к подлинному живому опыту.

Постер к фильму Roadrunner: A Film About Anthony Bourdain, фото: imdb.com

Неудивительно, что аппетит занимает видное место в документальном фильме о шеф-поваре, который ест - курит, пьет и очаровывает - в своем путешествии по миру. Но поистине экзистенциальный разрыв между аппетитом к еде и аппетитом к опыту, к экспириенсу, и меняет фильм мистера Невилла от соблазнительного к тревожному, к душераздирающему и пугающему, такому же, как эта ненасытная жажда объекта исследования к экстремальным переживаниям. 

Но не только бесконечные странствия, 250 дней путешествия каждый год наносят ущерб двум бракам Бурдена и семейной жизни, которой он дорожит. «Люди забывают, что Энтони Бурден был наркоманом», - говорит его друг художник и открытый наркоман Дэвид Чоу. «Он подсел. Его зависимость выросла». Эти пять пугающих слов имеют большое значение для объяснения последних эпизодов фильма.

Всегда ищущий, Бурден становится зависимым от шоу, которое сложно, если не сказать почти невозможно, осуществить. Он неустанно стремится к сверхвысокому темпу, а его отношения с производственной командой становятся все более напряженными; его коллеги по шоу и соавторы описывают его в своих интервью как постоянно пытающегося быть лучше и сострадательней, но в реальности зачастую  - непростого, нетерпеливого, злого и своенравного, когда на него не направлены камеры. Он буквально следует за опасностью, проводя свое шоу в Демократической Республике Конго, где он видит реку Конго, связывая её с одним из его любимых фильмов - «Апокалипсис сегодня». Он идет вверх по реке - в поисках самого себя, размышляя и борясь с тьмой в собственном сердце. 

Фильм г-на Невилла подвергся критике за якобы сексистский и редукционистский подтекст, например, что неудавшиеся отношения Бурдена с его последней девушкой, итальянской актрисой и режиссером Азией Ардженто, стали причиной его самоубийства. Г-жа Ардженто весомо фигурирует в конце фильма, как и в жизни главного героя. Но она - лишь довольно вялый и малозначимый аккорд, который не пробуждает и не объясняет весь спектр даров, обаяния Энтони Бурдена, его последовательных карьер, его привязанности страстям и мучительным навязчивым идеям. 

По материалам The Wall Street Journal

Фото на главной: nytimes.com

Здесь еще никто не писал, Вы можете быть первым

Добавить фото
Нажимая кнопку «ответить» Вы принимаете условия Пользовательского соглашения.
Ваш комментарий
Добавить:
фото
Нажимая кнопку «Отправить комментарий» Вы принимаете условия Пользовательского соглашения.
Смотрите также






Санкт-Петербург
Ваш город
location
Поделиться геопозицией
используется для поиска ближайших заведений, отображения расстояния до заведения
Ок
Отмена
Загрузка...