Петербург на тарелке. Ресторан «Тандур»
Но в последнее время львиная доля этих открытий лежит все больше в области итальянской, японской, ну, или такой неопределенно-европейской кухни с уклоном во все те же пасты-ризотто, суши-роллы. Между тем, хочется порой чего-то эдакого, необычного, экзотического. Так что я решила, что периодически буду рассказывать о ресторанах, принадлежащих к малочисленным в нашем городе кулинарным диаспорам. И начну с индийской кухни – одной из древнейших и ярчайших в мировой гастрономии. Вообще, в большинстве европейских стран индийская кухня не является такой уж экзотической редкостью. Почему она не прижилась в наших широтах – тема для отдельного исследования. Цель же моих экзерсисов – обозреть несколько ресторанов, представляющих индийскую кухню, на предмет аутентичности, вкусности, приятности и мастхэвности – простите за уродливое словечко. Первый в моём списке, конечно же, 'Тандур' – один из старейших ресторанов постперестроечного Петербурга.
Как бы банально это не звучало, но 'Тандур' – это на самом деле кусочек Индии в нашем серокаменном граде. Пахнущая пряностями старинная шкатулка с скрытой внутри пятитысячелетней историей и бытом, отличным от нашего. Не буду долго останавливаться на интерьере, он здесь не главное. Да, есть и расписной потолок, и подсвеченная барельефная копия Тадж-Махала, и резные стулья, но все это – просто уютная оболочка. А здесь на самом деле уютно – уютно обжитостью, укорененностью, уверенностью вещей, которые годы и годы стоят на одном и том же месте. Уютно приглушенным светом, уютно гостеприимством – профессиональным, но когда это профессиональное – от души и от призвания, а не от надменности. Сервис здесь очень упредителен, даже кажется поначалу суетливым, пока не понимаешь, что это не от желания услужиться, а от желания услужить.
Теперь о самом главном – о еде. Разумеется, невозможно вот так, с налету, рассказать о великой и неповторимой индийской кухне, пропитанной духовными традициями этой необыкновенной страны. Да и в самом ресторане представлены лишь немногие, конечно, самые известные и популярные блюда. Вот мы и решили пойти по пути наименьшего сопротивления, заказав обед от шефа (вариант с бараниной – 1100 рублей), куда входит дюжина блюд, включая чай и десерт, и дополнив его острым Чикен Карри (550 рублей).
В обед от шефа входят закуски и горячее, так их и подают – по очереди. Но прежде нам подали тонкие хрустящие пшеничные лепешки с семенами тмина. Казалось бы, ну что может быть проще, чем пресные лепешки, но эти ароматные хрусткие хлебцы ушли под Ласси Масаледар за две минуты – замечательный аперитив! А Ласси Масаледар (150 рублей) – это такой кисломолочный напиток с травками (что среднее между кефиром, йогуртом и таном), очень приятный, хорошо утоляет жажду и способствует пищеварению.
Но вот и закуски. Тандури мург – румяный кусок курицы, запеченной в тандуре, нежный и сочный внутри, благодаря маринаду из йогурта, пряный от имбиря и чеснока, с хрустящей поджаристой корочкой. Хани панир тика – непонятного вида брусочки чего-то запеченного, при надкусывании обнаружившие в себе нежный сыр, даже, скорее, творог с пряными добавками и легкой ноткой меда. Малай сикх – кебаб из баранины. Неплохо, хотя чуть суховато, а специи не дают раскрыться вкусу баранины. Мург салат – простенько, но приятно. Сладкий перец и все тот же цыпленок, плюс салат, плюс заправка. Хорош как бэк-вокал и к курице, и к сыру, и к кебабу.
Основная тема. Маттон бириани, а попросту – плов. Так уж получилось, что я выросла там, где плов – это культ и культура. Так что плов для меня – блюдо практически святое. Индийский плов – это вкусно, скажу я вам, хотя и отличается от привычного нам среднеазиатского. Он менее жирный, более пряный, мясо здесь нежнее, а рис – мельче. Меньше брутальности и больше изыска: если привычный нам узбекский плов – это Ян, то индийский – несомненно, Инь.
Чикен Карри – очень острый классический карри из курицы. Впрочем, на остроту мы напросились сами. Официанты интересуются степенью остроты, и мы попросили 'такой, как надо'. Я смогла отъесть миллиметровый кусочек, а потом еще 10 минут гасила термоядерную реакцию своих рецепторов всеми возможными способами. А вот мой супруг, способный съесть чили не поморщившись, радостно попыхивая жаром, съел всё до последней капли соуса. Думаю, если бы я поднесла свечку к нему при выдохе, другие гости 'Тандура' попали бы на незапланированное выступление глотателя огня. Меня спасло от последствий карри то, что к основным блюдам нам подали батальон маленьких плошечек, в которых были: райта – легкий йогурт с овощами и специями, как раз и призванный оттенять остроту блюда. Но присутствовавшие там специи пламени не погасили. Не особо помогла и корма – овощи с кешью и сливками, которые хоть и были вкусными, но тоже с изрядной остринкой. Чуть позже я все же оценила необычный вкус этого блюда, сладковатый тон которому придают тушеные орехи кешью. Но настоящим открытием стала Дал махани – чечевица, совершенно волшебная, нежнейшая, с очень приятной округлой и чуть масляной текстурой, облагороженная сливками и легким шлейфом специй. Я, кажется, навсегда изменила свое отношение к этой бобовой культуре, перестав считать её продуктом грубым и плебейским.
Наша трапеза подходила к концу – несмотря на небольшие порции, мы были сыты до, что называется, неприличия. Так что крохотный десерт – это все, на что мы могли решиться. Им был Гулаб Джамун – небольшой шарик все того же домашнего сыра-творога, чей практически нейтральный вкус отлично сочетался с очень сладким, почти приторным, тягучим соусом, похожим на патоку. Отдельную хвалу воздам чаю, знаменитому чаю Масала, приготовляемому на молоке с добавлением специй, среди которых главный, конечно же, кардамон. Это по-настоящему чудесный напиток, возвращающий силы и бодрость и, по-моему, совершенно незаменимый в нашем климате. Для меня он стал своего рода квинтэссенцией всего ужина, всех впечатлений – эта мягкая обволакивающая теплота, полная ароматов и вкусов, меняющихся, как Ганга, неповторимых, как узор сари, в сочетаниях древних, как строки Вед. Да, Индия – это поэзия, это земля открытий и откровений, противоречий и гармонии – это в равной мере верно и для её кухни.
Я почти всегда пишу в итоге, вернусь ли я в тот или иной ресторан. Вернусь ли я в 'Тандур' – да! Одна и с друзьями, в праздники и будни…
Где я? Так томно и так тревожно
Сердце мое стучит в ответ:
Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?
Здесь еще никто не писал, Вы можете быть первым
Мы опубликуем его в ближайшее время – после модерации.