Ресторанная география. Петроградка. Часть 2.
Есть и другая. И вот эта другая для каждого своя. Для кого-то - район дорогих бутиков, салонов и прочих элементов красивой жизни. А для кого-то, в том числе и для автора этих строк, - любимое место прогулок, лабиринт маленьких улочек с невероятно красивыми, пусть и находящимися порой в жутком состоянии домами, с крошечными скверами, садиками из четырёх деревьев и одной скамейки, камерными музеями, созданными сумасшедше влюбленными в свои экспонаты людьми, дворами со странными памятниками. И рестораны здесь тоже разные - какие-то парадно-выходные, пафосные, какие-то - по-домашнему уютные. Но, что характерно, именно здесь, на Петроградке, начались многие успешные ресторанные истории.
Ресторан «Тбилисо»
Улица Воскова, 15-17
«Тбилисо» открылся на Петроградке тогда, когда ещё не было повальной моды на грузинскую кухню, не было хачапурных и хинкальных на каждом углу. И было это в 2005 году. Но самое удивительное не это. Самое удивительное и замечательное то, что «Тбилисо», живя своей тихой жизнью, не только не растерял ни своего обаяния, ни своих преданных гостей, но и превратился в по-настоящему семейный ресторан для многих, кто любил и любит грузинскую кухню. Не утратил своей актуальности интерьер - светлый, солнечный, со знаменитыми кабинками, обрамленными лёгкими полотнами с колоритными героями картин Нико Пиросмани и фирменными тарелками, с теми же принтами. Не претерпела особых изменений и кухня: довольно обширное меню, в котором более ста блюд, собрало самые популярные блюда не только грузинской, но и других кавказских кухонь. И глагол «собрало» здесь не просто так - поиск и тщательный отбор лучших рецептов грузинской гастрономии для кулинаров из «Тбилисо» оказался настоящим культурологическим проектом. Благодаря их трудам гости узнали, что такое харчо по-кутаисски или лобио по-имеретински, попробовали блюда аджарской и осетинской кухни. Кстати, в «Тбилисо» сами делают сыры - имеретинский, свежий и копченый сулугуни, заквашивают мацони.
Сациви из форели по-казбекски, 460 рублей
Ресторан BeefZavod
Аптекарский проспект, 2
Ботанический сад - место у петербуржцев невероятно популярное. Сюда специально приезжают с других концов города, чтобы погулять в этом старом саду, населённом самыми невероятными растениями. Приезжают полюбоваться цветущей сакурой весной и пошуршать разноцветным палым листом осенью. Одним словом, место это тихое и созерцательное. И тем внезапнее был эффект от появления рядом ресторана с провокационным названием и подчеркнуто индустриально-мужественным концептом. Речь, конечно же, о ресторане BeefZavod. Кстати, это тот самый случай, когда удачно сошлись идея и место: мясная кухня с собственным разделочным цехом и камерой сухой выдержки туш органично вписалась в пространство бывшего завода «Ленполиграфмаш». А мясной культ стал основой концепции. Именно культ: создатели BeefZavod производят в России мясо по традиционным, почти антикварным технологиям, выращивают бычков без применения интенсивного зернового откорма и использования антибиотиков. Кроме того, здесь свято следуют принципу «nose to tail» - что означает, «от носа до хвоста». Большая часть меню состоит из порядка тридцати видов титульных и альтернативных стейков, однако корову здесь едят действительно целиком: многие рецепты включают печень, мозг, легкие, ребра и щеки.
Тар-тар, 490 рублей
Ресторан «Коммуналка»
Проспект Медиков, 4, корпус 1
Центр Петербурга - это не только достопримечательности. Столь же неотъемлемая часть его - коммунальные квартиры. И Петроградка здесь не исключение. Но только здесь додумались до того, чтобы вырастить коммунальную квартиру до ресторана. Хотя, конечно, это не настоящая коммуналка - ни по расположению, ни по сути. Это, скорее, такой светлый образ, и не столько коммунальной квартиры, сколько безвозвратно ушедшей советской эпохи. А посему в интерьере ресторана «Коммуналка» вполне закономерно поселились грампластинки, авоськи с фруктами, керамические фигурки, креманки и другие хорошо знакомые атрибуты. Да и в меню практически всё - родом оттуда, из коммунальных кухонь, точнее, всё же, из кухонь наших мам и бабушек, адаптировавших рецепты «Книги о вкусной и здоровой пище» в объективным советским реалиям. Гости с удовольствием дегустируют и оливье, здесь его делают в двух версиях - советской и аристократической, с колбасой и языком соответственно, и винегрет с балтийской килькой, и ленинградский рассольник, и котлетки по-киевски, и те самые макароны по-флотски. Не оставляют без внимания и десерты, тем более, что в ресторане работает собственный кондитерский цех, где готовят сладкую советскую классику - эклеры, медовик, наполеон, «Прагу», «Киевский», картошку.
Винегрет с балтийской килькой, 260 рублей
Ресторан «Гинза»
Аптекарский проспект, 16
«Гинза» вполне достойна того, чтобы открывать этот обзор. Да и не только этот. Как ни крути, а это легенда. И ресторан сам по себе, и в качестве прародителя одноименной ресторанной группы. Можно по-разному относиться к GG, но как ни крути, и ресторан, и группа кардинальным образом повлияли на ход ресторанной истории Петербурга и не только. Но началось всё, подчеркнём, именно с этого самого, флагмана, как теперь принято говорить, открытого Вадимом Лапиным и Дмитрием Сергеевым в уже бесконечно далёком 2003 году рядом с питерской телевышкой. Это был совершенно рискованный проект: уж слишком специфической была локация ресторана с одной стороны и непривычной концепция кухни - с другой. Дело в том, что устроители ресторана решили познакомить петербуржцев с японской кухней вообще и с суши в частности. Что это за зверь, на тот момент знали немногие, да и найти нормальные продукты было той ещё задачкой. То, что у «Гинзы» всё получилось, и уже буквально через год ресторан стал суперуспешным и дорогим, автор этих строк считает невероятным сочетанием успеха и адской работоспособности хозяев. Но это всё - история. Сейчас «Гинза» ведёт спокойную и респектабельную жизнь, почивая на лаврах «крёстного отца». Публика сюда ходит проверенная, больше половины - те, что были здесь завсегдатаями ещё в нулевые, что логично, потому что ценник просто не предполагает случайных людей. Да и с кухней особых перемен не произошло. К суши и морепродуктам добавились разве что узбекско-кавказские истории, но их немного (и, к слову, они здесь самые недорогие, хотя и стоят на порядок выше, чем их собратья в других ресторанах сети).
Фирменный овощной ролл с угрём/лососем, 1290/1190 рублей
Ресторан Мари Vаnnа
Мытнинская набережная, д. 3
Логично будет продолжить обзор другим рестораном «GG», не менее знаковым, по крайней мере, для ресторанной группы точно. Это Мари Vаnnа. Ресторан открылся на улице Ленина в 2007 году. И снова сначала казался слегка сумасшедшим, а потом стал невероятно востребованным. Начнём с кухни. Какая в 2007 русская кухня, причём без туристического лубка, когда кругом была то Франция, то Италия, то Испания с Грецией, а русская кухня пока ещё плотно ассоциировалась с совком или с какими-то совсем уж камерными историями вроде «Мечты Молоховец». Это во-первых. А во-вторых, это был практически первый «тайный» ресторан. Условность, конечно, но интриги проекту добавила. Попасть сюда стремился всякий мало-мальски вовлеченный в ресторанную жизнь петербуржец. И попасть стоило: внешность у ресторана была наисимпатичнейшая. Всюду салфеточки, баночки с вареньем, вышивки с маками, ковры с оленями, самовары, подсвечники, книги, старинные телефоны, хрустальные вазочки с сушками и живые мимимишные котики. Одним словом, это была на удивление не пошлая и обаятельная «бабушкина квартира». В меню тоже всё было по-домашнему, по-русски и к тому же сравнительно недорого. Сюда приезжали за драниками и пирожками, за действительно вкусными сырниками и толковым борщом, за добротной печёнкой с луком и смачной телятиной с черносливом. Почему все глаголы в прошедшем времени? Потому что сейчас ресторан переехал с обжитого и насиженного места на новый адрес - на Мытнинскую набережную (на место Chin-Chin). Будет ли там так же уютно и ностальгически тепло? Поживём-увидим.
И да, «Мари Vаnnа» - тот самый ресторан, который живёт и здравствует не только в Петербурге, но и в Москве, Лондоне, Нью-Йорке, Баку. А таким не всякий наш ресторан может похвастаться.
Тот самый чай с бубликами. Надеемся, на новом месте будет таким же душевным
Ресторан «ЧеховЪ»
ул. Петропавловская, 4
Продолжая историю русской кухни в приложении к локации, нельзя обойти вниманием ресторан «ЧеховЪ». Если уж говорить об атмосфере и соответствии гению места, то «Чехову» это удалось, пожалуй, лучше прочих. Речь идёт о том самом Петербурге рубежа 19-20 веков, с одной стороны невероятно идеальном, давшем пышный расцвет Серебряному веку, а с другой - уже подёрнутом грозовой дымкой грядущего распада и смены эпох. Но да, здесь, разумеется, он в своей первой из вышеназванных ипостаси, элегантный Петербург творческой и технической интеллигенции, врачей, юристов, меценатов, театралов, художников, писателей. В окружении массивных буфетов и ламп с абажурами, гобеленовых стульев и белых скатертей легко было почувствовать себя современником Антона Павловича, особенно вкушая что-нибудь вроде «холодца на свиных ножках, телячьих голяшках и бычьих хвостах, с вечера поставленного» или «щучьих паровых котлеток, изрядно Хозяйкой битых для вящей нежности». Впрочем за всеми этими словесными эквилибрами скрывается вполне добротная русская кухня, со старательно подобранными и выверенными рецептами. Что-то получается менее удачно и постепенно исчезает из меню, а что-то становится хитом, заслуживающим, чтобы на него приезжали специально.
Ресторан «ЧеховЪ» идеально вписывается в атмосферу Петроградки
Ресторан «У Горчакова»
Большая Монетная улица, 17-19Б
По странной прихоти судьбы - а, может быть, и не по такой уж странной - практически все первые рестораны с русской кухней открывались именно здесь. Даже ныне прекративший своё существование «На здоровье!» тоже - петроградская история.
Не исключением стал и ресторан «У Горчакова», открывшийся аккурат в середине нулевых в особняке князей Горчаковых. А если уж назвались именем великого князя, то тут деваться некуда - кухня должна была быть и стала русско-украинской или, если угодно, восточнославянской. Соответственно был подобран антураж - все пять залов «Горчакова» в той или иной степени отражают реалии великорусского и малоросского быта второй половины позапрошлого века: от дворцовых палат до залитого солнцем дворика украинской хаты, с подсолнухами и глечиками на плетнях. Что же до гастрономии, то она изобилует рецептами того, что принято понимать под старорусской кухней: салаты с щедрой мясной составляющей и домашним майонезом, бефстроганов, свинина с грибами и то, что можно смело назвать местным специалитетом - несколько видов домашней лапши. Раньше в меню было изрядно и блюд украинской кухни. Сейчас их сменили «Цезари» и стейки, но кое-что осталось - абсолютно классический наваристый борщ с салом и вареники с картошкой и грибами.
Салат «Оливье» с языком, 350 рублей
Ресторан «Рыба»
Улица Академика Павлова, 5
Проекты Арама Мнацаканова никогда не были банальными. Они были предсказуемыми, в тренде, нужными, удобными, но банальными - никогда. И Ryba на Академика Павлова - не исключение. Да и не может быть исключением проект, открывшийся в 2005 году и занявший нишу, доселе зиявшую откровенной пустотой, нишу видового ресторана. В Петербурге и сейчас с этим не так уж богато, а тогда и подавно. С высоты седьмого этажа отсюда открывается вполне душевный вид на Неву, пусть и не в самой живописной её части, но всё же. Видна отсюда и сама Петроградка, и такой хоть и сомнительный, но всё-таки заметный её элемент, как телебашня. Хотя последняя очень даже оживляет пейзаж в тёмное время суток, радуя глаз симпатичной подсветкой. Однако небанальность проекта на этом не заканчивается. Кухня здесь - кстати, не особо рыбная - пожалуй, вполне поспорит в перечне причин сюда приехать с панорамным видом. Во-первых, здесь весьма ярко и качественно представлена любима Арамом Михайловичем Италия. На здешнюю пасту, пиццу и Вителло Тонато приезжают специально, несмотря на расплодившихся за это время конкурентов. Во-вторых, с Италией здесь весьма удобно соседствует тоже вполне неплохая Япония, представленная ассортиментом суши и роллов. Последние здесь славятся своими довольно внушительными размерами и сытностью. Наконец, в-третьих, несмотря на вид, раскрученный и бренд и вроде бы очевидную заявку на пафос, здесь вполне демократичные цены - обед, скажем, из «Цезаря» и пасты может вполне уложиться в приемлемые 800 рублей. А к нему можно прибавить и бокал вина, благо именно побокальников здесь около 10 позиций, так что выбрать есть из чего.
Паста
Ресторан ITALY на Большом
Большой пр. П.С., 58
Не только GG начинала свою успешную экспансию с Петроградки. Счастливым стал этот район и для другой питерской ресторанной группы - ITALY GROUP. Именно здесь, на Большом П.С., в 2010 Михаил Соколов и Тимур Дмитриев открыли свой первый ITALY. Поскольку оба учредителя были, что называется, от сохи (каждый не один и не два года работал в ресторане), то проект получился зрелым, продуманным, с точно выверенной концепцией. И не мог не стать успешным: симпатичный, без пафоса, интерьер, неплохой вид из огромных окон, благо, расположение на 4 этаже позволяет посмотреть на Большой свысока, беспроигрышная итальянская кухня. Но если интерьером и даже видом в 2010 уже не особо можно было кого-то удивить, то вот Италия от Соколова, Италия, которую Соколов не только знал, но и любил. Она была, да и есть, очень хороша. И, что удивительно, хорошую кухню удалось протранслировать отсюда практически на все последующие ITALY. Но многие из тех, кто попал сюда как раз после открытия - и автор этих строк не исключение - всё-так же приезжают именно сюда «побаловаться макарошками».
Паста с пармой, горгозолой и грецким орехом, 650 рублей
Ресторан Cheat Meal
Инструментальная улица, 3
Этот проект мог возникнуть в любом районе города, но открылся именно здесь, на территории, где самое невозможное становится возможным. В конце концов, Петр, закладывая новую столицу, совершил именно это. Так почему же не открыть ресторан, базирующийся на принципах здорового питания. Не кафе, не бутичок, а полноценный ресторан на почти полсотни мест. И здоровое питание здесь - не весёленькая фишечка для силиконовых дев в розовых «адидасах» со стразиками, а серьезная тема, меню для которой прорабатывалось с диетологом. При этом в заслугу здешней кухни надо поставить и то, что здесь постарались соблюсти баланс между здоровым и вкусным без потери последнего. Иными словами, даже человек, не зацикленный на здоровом питании и не готовый убить лишнюю калорию одним взглядом, может здесь получить удовольствие от трапезы. Достигается этот эффект, в большей степени, благодаря грамотным акцентам - соусам, добавкам, неожиданным сочетаниям, продуманной подаче. Что касается внешности, то она, скажем так, спартанская. Ресторан, как и весь комплекс, расположен в корпусах бывшего завода, и, разумеется, в качестве стиля был выбран лофт. Суровый такой лофт. Но с другой стороны, оно и правильно, вы сюда не расслабляться пришли, а правильно питаться.
Тыквенный суп
Ресторан Red. Steak&Wine
Улица Ленина, 9
Без этого ресторана обзор был бы неполным. Red. Steak&Wine не будучи сетевым, гламурным, трендовым, тем не менее стоит особняком в ресторанной истории не только района, но и города в целом. Открывшись, проект заявил о себе, как об эталонном мясном ресторане, открыто декларируя свой простой и беспроигрышный концепт в названии - мясо и вино. Это сейчас хороший стейк можно найти много где. Не просто хороший, но и разный. А на исходе 2013 это было той ещё задачей. И в Red. Steak&Wine её решили, просто и элегантно: дорогая классика - для тех, кто в теме, демократичная альтернатива - для тех, кто не может себе позволить классику, но хочет поесть нормального мяса. При этом даже классика была значительно демократичней в цене, чем у собратьев по стейковому концепту. Была и остаётся. И стабильны здесь не только цены. Не изменяют здесь и качеству, вот уже четвёртый год готовя «правильные» стейки. Поэтому неудивительно, что у ресторана есть своя публика, а устроителей ресторана - Эльдара Кабирова и Андрея Петухова всё так же можно встретить в зале.
Большой RED бургер с 360-ти граммовой котлетой, 750 рублей
Здесь еще никто не писал, Вы можете быть первым
Мы опубликуем его в ближайшее время – после модерации.