Анна Москвитина: «Пить вино и есть сыр – это ли не гедонизм?»
Анна Москвитина, основатель проекта Hedonism Travel
– Как вы пришли к тому, что открыли свой бизнес? Где вы работали до этого?
– Я работала шеф-сомелье в ресторанах Italy Group. Cреди импортеров вина есть такая практика, когда они приглашают рестораторов, сомелье и всех заинтересованных в винные поездки. В год я посещала по 5-6 стран, и это была не только Европа, но ещё и Грузия, Африка, Америка. Таким образом я объездила множество виноделен. Когда я возвращалась домой, меня часто спрашивали: «А как нам съездить в такой тур?». И я поняла, что никак. Такой возможности не было, если вы не являетесь профессионалом. Сейчас, конечно, есть несколько компаний, которые занимаются тем же самым, что и Hedonism. Но четыре года назад гастрономические туры не делал никто.
В то время я преподавала в винной школе и пришла читать лекцию о Пьемонте как раз, когда вернулась оттуда. Я была очень вдохновлённой и рассказывала о том, что можно там попробовать, что эти разновидности вина вряд ли когда-то приедут в Россию. Мои слушатели спросили: «Как туда попасть?». Я сказала: «Собирайтесь, я вам всё организую. Поехали!»
Человек восемь сказали «поехали». Сейчас-то я, конечно, знаю, что когда человек это говорит, то это ничего не значит до тех пор, пока он не принёс деньги и не подписал договор. Но тогда я попросила принести на следующую лекцию 60 тысяч рублей – в 2014 году евро стоил человеческих денег, так что на эту сумму можно было реально сделать крутую поездку. А они взяли и принесли. Так я поняла, что назад дороги нет. Надо ехать.
Фото из поездки на Сицилию
Это был, по-моему, июнь. Мы поехали в Пьемонт. Всех, кто согласился, мы так укатали по винодельням…На третий день мне даже сказали: «Давайте не пойдём в погреб: там всё плюс-минус одинаково. Давайте сразу дегустировать».
Именно в этой поездке родился Hedonism и название проекта. Пить вино, есть всякие итальянские штучки, лёжа у бассейна – иначе как гедонизм это назвать нельзя.
– То есть не было такого, что вы сразу чётко разработали бизнес-план и только после этого начали работать?
– Нет. Мы существуем почти четыре года, но я до сих пор нас называю стартапом. Многие говорят, что мы скромничаем, но мне кажется, что большого масштаба у нас пока нет. Хотя сейчас Hedonismработает по всей России, люди даже из Хабаровска приезжают к нам.
– Занимаетесь ли вы параллельно другими проектами?
– Сейчас это моя основная деятельность. Когда я ушла из Italy, я начала управлять рестораном TheSafe. Но в какой-то момент пришлось выбирать: нельзя управлять рестораном и путешествовать по 25 раз в год, потому что ресторан – живой и требует постоянного присутствия. С начала этого года я больше не участвую в проекте. Думаю, это был один из самых сложных выборов, который я сделала, потому что я люблю и ресторан, и путешествовать, но совмещать и то, и то невозможно.
– У вас, наверное, нестандартный график работы?
– Да, мы не сидим в офисе, и думаю, что у нас его никогда не будет. Как говорит наш директор: «Мы работаем в облаке». Это удобно.
– Как вы собрали свою команду? Как я понимаю, своё первое путешествие вы организовали полностью самостоятельно?
Да, мы все подбираем сами. Знаете, наверное, это выглядит как работа мечты. Все думают: «О! Путешествовать, пить вино, планировать и выбирать отели – это же так круто». Это так. Но есть ещё другая сторона, потому что помимо того, что нужно взаимодействовать с членами группы,а мы набираем порядка 12-14 человек, нужно ещё и принимающую сторону организовать: французов, итальянцев, грузинов. Одни итальянцы чего стоят! Кто-то может что-то забыть, поэтому нужно всё по 150 раз перепроверить.
Из-за этого мы всегда тестируем организаторские способности каждого члена команды. Например, у нас работает одна девушка, которая занимается организацией свадеб. А такому человеку ничего не страшно, я вам скажу. Но, как правило, найти человека, который готов нести ответственность очень сложно.
Фото из поездки в Грузию
– Как вы организуете тур?
Выезжаем в разведочное путешествие, ездим по местам и находим что-то интересное. Предварительно, конечно, много читаем и изучаем. Например, недавно мы были в Токио. И как можно, приехав туда, не побывать на знаменитом рынке Цукидзи? Не прийти именно к тому повару, который готовит суши из тунца, которого продали на аукционе в 6 утра? Конечно, на аукцион попасть сложно, потому что он проходит очень рано утром. Да и ресторан сам не мишленовского уровня, а просто аутентичная забегаловка, но такая, в которую невозможно не зайти, потому что там очень вкусно.
Кроме того, мы ездим на различные винные выставки. Самая известная – это VINITALY в Вероне, также ProWine устраивает выставку в Дюссельдорфе, куда съезжаются все производители алкоголя в мире.
Фото из поездки в Японию
– Кто ваши клиенты?
– Я не скажу, что это миллионеры. Чаще всего это семейная пара, которая уже проехалась по Сейшелам, итальянскому побережью, была на Кубе в Ницце и так далее. Они проехались по стандартным местам, и им уже хочется чего-то нового. Эти люди ходят в рестораны и посещают винные ужины, потому что им это интересно.
Чем они занимаются? Скорее всего, это какая-то скучная работа: офис или собственный бизнес. Никакого экшена в их работе нет, они от этого устают, поэтому стабильно раз в год или два они летают с нами за глотком воздуха.
– Как люди к вам приходят? Кто они? Это любители или гурманы, которым захотелось чего-то нового?
– На самом деле, и те, и другие. Гурманы – более осторожны, так как в большинстве случаев те, кто разбирается в вине, сомневаются – будет ли им интересно. Поэтому тур мы делим 50 на 50: посещаем маленькие аутентичные винодельни, которые будут интересны эстетам, и смотрим более крупные производства, о которых знают все. Например, показываем как производится CantinaVulpiaв Пьемонте, которая производит порядка шести миллионов бутылок в год. Это уже менее интересно гурманам, зато очень интересно новичкам.
Фото из поездки во Францию
– Вы проводите какие-нибудь лекции для участников тура?
– В первый день мы устраиваем ликбез. Мы объясняем, как правильно держать бокал, объясняем, зачем ездить по разным винодельням, что даёт бочка, чтобы совсем простых вопросов виноделам уже не задавали, а получали от них более глубокую информацию.
– Удаётся ли познакомить группу как-то до поездки?
– До поездки сложно всех познакомить. Мы просто создаём группу в What’sAppза пару дней до тура, но так как люди взрослые, то редко бывает такое, что «Эгей, давайте знакомиться». Уже потом, когда они понимают, что на одном корабле и никуда не сбежать… Ну и плюс вино. Оно сближает буквально с первого дня. Я думаю, что вино – connectingpeople.
– Многие к вам возвращаются?
– Возвращаются 90% и это моя гордость. Есть даже люди, которые с нами поедут уже в шестой раз.
Мне кажется, что сейчас менее популярными становятся пакетные туры. Честно говоря, сама я ни разу в такие не ездила и не знаю, что в них происходит. Но мне кажется, что это просто отель, море или бассейн, билет, шаблонные экскурсии.
Фото из поездки в США
– Но организовать экскурсию по винодельне самостоятельно всё же можно…
– Да, но есть разница. Можно забронировать экскурсию по винодельне, но вы приедете, и дегустацию проведёт менеджер. А когда приезжаем мы – нас встречает винодел. Мы знакомим людей с людьми. Они обмениваются визитками и уже после, сами, путешествуя по Тоскане, могут к заскочить в гости. Но выйти напрямую на винодела через сайт винодельни очень сложно.
– То есть это трудоёмкая работа с вашей стороны?
Да, мы всегда сами приезжаем к виноделам и знакомимся лично.
Фото из поездки во Францию
– Были ли курьезные случаи во время ваших поездок?
– Миллион. Из последних… К примеру, Япония – очень странная и своеобразная страна со своими правилами. Например, есть традиционные японские рестораны, где нужно разуваться, потому что на полу лежат циновки татами, на которые нельзя наступать в обуви. И есть ещё миллион всяких нюансов. Наши ребята прослушали гида, когда он рассказывал правила, и решили сдвинуть столы. Ну, как у нас. У нас же принято сдвигать столы, если пришла большая компания. Бедные японские официанты и менеджеры чуть в обморок не попадали, потому что это считается грубейшим оскорблением, настолько, что за это могут выдворить из страны. То есть наступить на татами в обуви – это серьезно, но сдвинуть столы – это очень серьёзно. Гид и востоковед, работавший в японской газете, решил эту ситуацию. Ужин там, конечно прошёл, но переговоры заняли очень много времени.
Фото из поездки в Токио
А ещё мы как-то на Сицилии ехали в ресторан, которого нет. Вообще это нормальная практика, когда места, где едят местные не находятся на первой линии пляжа. Они находятся в дебрях, зато там прекрасная еда, виноградник и красивейший вид. Как к нему доехать? По координатам на карте. Когда вы подъезжаете к холму, на котором находится ресторан, перестаёт ловить радио и навигатор. Мы подъехали, итальянец сказал, что нужно проехать дальше, и мы увидим огонёк, на который и нужно ехать. Мы, организаторы, конечно, там были и мы знали, что это обалденный ресторан. Но наша группа в тот момент думала: «Ёлки-палки, куда нас везут? Наверное, в забегаловку какую-то?». Но, когда мы туда приехали, был настоящий вау-эффект.
Фото из поездки в ЮАР
– Как вырос ваш проект с 2014 года?
– Если сравнивать, то в первый год мы сделали только три путешествия: Пьемонт, Сицилия и опять Пьемонт. Между первым и вторым годом существования проекта у меня случился декрет – сын родился за четыре дня до открытия ресторана. Поэтому я не путешествовала никуда, наверное, месяцев семь – он был маленьким. Но до 30 недели пока меня пускали на самолёт, я беременная летала в гастрономические туры. Так что с учётом всех этих обстоятельств было всего три поездки. На следующий год было пять поездок, а потом сразу 17, а в этом году мы планировали сделать 25, но подозреваю, что их будет больше.
– Насколько сейчас развит гастротуризм?
– Я вижу, что очень сильно. Конечно, для Москвы и Петербурга такой вид отдыха в приоритете, но, например, в этом году у нас было две поездки в Японию. Первая группа была из москвичей и петербуржцев, а во второй группе не было ни одного человека из этих городов. Зато Красноярск, Омск, Екатеринбург, Ульяновск и Краснодар. И я заметила, что людей из регионов появляется всё больше и больше. Мне кажется, что они настрадались во всех этих пакетных турах.
Фото из поездки во Францию
– Какие у вас планы на будущее? Собираетесь ли покорять новые страны?
– Планируем поехать в Аргентину, Чили, Перу, Боливию и моя мечта – Намибия. С точки зрения развития – хотелось бы выйти на международный рынок.
К нам уже обращались немцы. В Германии есть похожие предложения, но они скучные и пенсионерские. А если вам 40-45, то вам ещё рано в группе пенсионеров с флажками ходить.
Думаю, во многих странах нуждаются в нас.
– Вы в итоге взяли немцев себе в группу?
– Нет, нам пока это не по зубам с организационной точки зрения, потому что нужно перевести сайт, договор, учесть различные нюансы. Но мы планируем это сделать. Может быть, в следующем году этим займёмся.Фото из поездки в ЮАР
– В какую страну вы любите возвращаться?
– ЮАР, потому что это Европа на африканском континенте. Там английская архитектура, но всё здорово встроено в Африку. Там два океана, потрясающие виды, огромное количество морепродуктов и абсолютно европейское виноделие. И все это не стоит космических денег. Люди по-американски приветливые.
Последний раз мы поехали туда в ноябре. Мы провели два тура. И подумали, а зачем возвращаться сейчас домой, когда тут наступило лето? И остались там на три месяца. Думаю, в этом году сделаем так же.
Варвара Кроз
Здесь еще никто не писал, Вы можете быть первым
Мы опубликуем его в ближайшее время – после модерации.