Новогодний корпоратив в ресторанах Санкт-Петербурга
Фильтры
Фильтры

Федор Погорелов: «Мы делаем вклад в воспоминания других людей»

Redaktor, 28 июня 2018
Чемпионат мира по футболу повлиял на ресторанный бизнес и облик города.  Даже любимые петербургскими фанатами заведения поменяли концепцию. Мы поговорили об этом с одним из владельцев бара «О, спорт», известным футбольным комментатором и журналистом Фёдором Погореловым.
Федор Погорелов: «Мы делаем вклад в воспоминания других людей»

Фото из Instagram

– Как родилась идея открыть рюмочную «О, спорт»?

– Идея родилась у моего друга и однокурсника по факультету социологии Игоря Лядова. Я на тот момент был безработным: вернулся из Америки, где учился. Попал на «низкий рынок» в медиа-отрасли. Честно, не понимал, зачем Игорю я.  Партнёр из меня так себе: дыра в кармане, блоха на аркане. Но у него была модель: он инвестирует, а я выступаю в качестве картонной мартышки, с которой все фотографируются. Поскольку у меня был период работы в телике и меня чётко воспринимали как комментатора, человека, который много говорит о футболе. По этой модели мы открылись на 70 м2 с максимальной посадкой примерно 67 человек. На топовые матчи набивалось и под 90. Нашим главным маркетинговым предложением стал «живой комментарий». Это до сих пор отличает нас от всего многообразия спорт-баров на рынке.

Первые пару лет мы комментировали только выездные матчи, потому что понимали: большинство наших клиентов, как и я, ходит на стадион Петровский – до него всего 20 минут было от Большой Пушкарской (старый адрес заведенияприм. ред.). Мы все срывались из «О, спорт» и прибегали как раз к началу матчей, можно было назначить три встречи в перерыве. На нынешнем циклопическом стадионе «Санкт-Петербург» я иногда скучаю по этой лёгкости. Добираться до Крестовского острова от улицы Куйбышева 1,5-2 часа и встретиться в перерыве можно только с соседом по сектору.

Федор Погорелов: «Мы делаем вклад в воспоминания других людей»

Фото: из группы заведения в Vkontakte

– У названия заведения есть история?

– Название придумал я. Очень люблю документальный фильм Озерова «О, спорт – ты мир!». На носу был Чемпионат Европы, Чемпионат мира по хоккею, Кубок конфедераций. Я понимал, что спортом можно заигрывать, особенно со всем его, назовём это так, символическим капиталом.

– Почему переехали с Большой Пушкарской на Куйбышева?

– Появился ещё один партнёр, который видел, как мы работаем на Пушкарской и захотел отправиться в путешествие под названием «Чемпионат мира» вместе с нами. Мы долго выбирали помещение. Опыт работы показал, что для того modus operandi – образа действия, который предлагаем мы, соседи – не лучшее слагаемое уравнения. У нас весёлая, не совсем трезвая публика, курит на улице. Бой посуды, нас очень хорошо слышно по району, над нами коммуналка, «О, Спорт» имеет очень «нежную» славу в Петроградском РУВД, которое, я думаю, ценит нас. Мы и теперь никуда с Петроградки не делись.

Хотелось найти место, где на нас точно никто не будет жаловаться. С соседним домом мы выстраиваем рабочие отношения. Понятно, что ребята, которые живут в соседнем доме 26б, судя по номерам машин, которые выезжают из паркинга, обладают даром убеждения. Наших шумных гавриков мы перевели курить на улицу Куйбышева, где проезжающие трамваи заглушает их попытки обсудить футбол.

Началась стройка, достаточно быстро возвели второй этаж. Первый временно заморожен: потом там будет ресторан. А здесь мы разместили бар, но с комфортом для всех.

Федор Погорелов: «Мы делаем вклад в воспоминания других людей»

Фото из Instagram

– Теперь это уже точно не рюмочная?

– Совершенно точно. Все наши попытки эксплуатировать ностальгию и заигрывать с килькой, яйцом под майонезом и сосисками с горошком остались на Пушкарской. Между собой мы называем сообщество, сформированное там, клубом в британском понимании этого слова. Собираются люди по интересам, интересы могут быть разными: будь то просмотр футбола, интеллектуальные игры или прослушивание музыки. Всё это мы перевезли сюда, но увеличили масштаб.

– В первую очередь за счёт площади?

– Да, здесь можно посадить 125 человек. И туалетов в три раза больше. Для спорт-бара с пивом это важно. Стойка длинная, телевизоры большие. В общем, то же самое, но только если несколько раз нажать на Ctrl+.

– Публика тоже перешла со старого места сюда?

– Ядро, конечно, осталось с нами. Известное дело, что 20 % посетителей делают 80 % выручки. Мы этих людей ценим, любим, вместе с ними прошло 3,5 года.

Точно знаю, что для определённой части наших завсегдатаев посещение «О, спорт» сформировало круг общения. Актуальна известная метафора из мультика про Чебурашку и крокодила Гену, которые строили детский сад и подружились. Я вижу, что в Instagramлюди лайкауют и комментируют публикации тех людей, с которыми познакомились в баре. Для нас это важная нота.

У меня в жизни были кабаки, которые определяли бытие и сознание. Например, «Циник» на Гончарной. Я помню это место во всех деталях, несмотря на то, что бывал там неприлично угашенным и танцевал голым по пояс на столе на концерте Эмира Кустурицы. Ещё «Телеграф» на Рубинштейна был важным для меня местом. Знаю, что для части «наших» людей годы их юности будут ассоциироваться с «О, спортом». Мы делаем маленький вклад в воспоминания других людей.

Федор Погорелов: «Мы делаем вклад в воспоминания других людей»

Фото: из группы заведения в vk, рюмочная на Большой Пушкарской

– Как удалось вписать в программу интеллектуальные игры?

– Мы всегда за симбиоз. Даже ввели хэштэг #бухатьиграючи. Первый месяц на Пушкарской я стоял за барной стойкой. И был день, когда с 17 до 23 пришёл один человек, посидел, выпил три кружки пива. Тогда я понял: надо что-то придумать. Мы давно дружим с Михаилом Скипским, он человек лёгкий на подъем. С ним всё неожиданно здорово пошло. Придумали по пятницам играть в брейн, делать квизы, появилось наше собственное «Угадай мелодию». На новой площадке можно разместить больше команд, уменьшился эффект подслушивания.

Ещё после Чемпионата вернёмся к концертной деятельности. Пока сделали важные для репутации вещи: концерты таких групп как «Полюса», «Препинаки», «Странные игры».

– В какие заведения вы ходите сами?

– Бар «Хроники» на Некрасова, конечно, Ibelivebar на Зверинской. В «Фартук» ходим поесть и посидеть с детьми. Да и вообще выбираем места, где есть детская комната. Гениальная няня, например, в «Марчеллис» на углу Невского и Рубинштейна. Простой вариант для родителей с детьми – выбрать пять ресторанов и ходить только в них. И, конечно, оставлять чаевые не 10 %, а 20 %, потому что дети несут ресторанам большой урон.

Федор Погорелов: «Мы делаем вклад в воспоминания других людей»

Фото: из группы заведения в Vkontakte

– Поменялось при переезде меню и барная карта?

– Изменилось многое, но пивную линейку мы оставили незименной, потому что долго над ней работали, она оптимальна. Изначально жили по принципам “support your local club”, “support your local pub»”, “support your local beer”. Времена, когда великий человек для российского пивоварения Сергей MagerГригорьев, и я говорю это без иронии, делал первые шаги и варил своё легендарное пиво, прошли. Уже в 2015 году, когда мы начинали, было ясно, что уровень крафтового пивоварения в Петербурге очень высокий, и сваренное у нас может конкурировать с любым иностранным сортом пива. Начинали с четырёх кранов, доросли до 16. Сначала это был только наш город. Сейчас есть понятный баланс: пара сидров, пара простых лагеров, традиционные футбольные марки, без которых нельзя представить матч. Особенно, если мы говорим об иностранцах, которые на кране выхватывают взглядом знакомые этикетки.

Кухня поменялась уже несколько раз. Меню сейчас стало проще, понятней, чем сразу после переезда на Куйбышева. Фритюр, колбаски, много мяса – есть некие футбольные константы. Нет смысла изобретать что-то новое. Например, вернули шаверму, которая нравилась завсегдатаям Пушкарской. Кроме того, стараемся оперативно реагировать на погоду: была жара и на условном ЧГК по понедельникам лимонад уходил литрами.

– Чем развлекаете во время Чемпиона?

– В рамках Чемпионата постоянно идут трансляции, практически каждый день я комментирую футбол. Кроме тех дней, когда идёт футбол на стадионе «Санкт-Петербург». Я решил для себя, что хочу видеть все проходящие в городе матчи, даже Марокко-Иран. Это последний раз, когда Чемпионат проходит в России, нового я не увижу. Нечего считать: мне осталось 36 лет. Восемь чемпионатов, которые ездят по континентам. В Россию Чемпионат вернётся, только если Путин всех победит, тогда проводить его каждый раз будут у нас.

К Чемпионату мы обновили линейку шотов. Среди них «Кровавый Салмыч» с джином и ликёрами, «Паспорт болельщика» с водкой, «Матч за третье место» с ромом и сливками и другие. «Мемодвигатель» старых устарел, поэтому мы цинично придумали новые. Если говорить о туристах как потенциальной аудитории, то мы находимся на километровом отрезке между Авророй и Петропавловкой, туристическими и историческими доминантами.

Федор Погорелов: «Мы делаем вклад в воспоминания других людей»

Фото: из группы заведения в Vkontakte

– Вы обучаете, насколько я знаю, комментаторскому мастерству молодых людей? Точнее даёте возможность себя проявить.

– За три года мы вырастили 4-5 человек, которых я могу рекомендовать для работы. Но нужно понимать, что в баре, в режиме общепита нужен не комментатор, а standup-конферансье. От первого мачта PSV-Зенит до последних мачтей я проделал большую работу над ошибками. Никого не интересует, по какой схеме играют команды или какие функции у латералей (крайних защитников, прим. ред.), это может быть заметками на полях. Это история про смех и хорошо проведённое время.

– В чём секрет вашего тайм-менеджмента? Как удаётся совмещать несколько видов деятельности?

– Я фанат перспективного планирования. У меня до конца июня всё расписано вплоть до получаса. Поэтому, когда мне предлагают встретиться, я говорю: «Да, вот в 7.30 в пятницу свободен». Есть два ежедневника: в одном расписаны жёсткие встречи, в другом конспекты, заметки и планы.

Федор Погорелов: «Мы делаем вклад в воспоминания других людей»

С футбольным комментатором Геннадием Орловым, фото из Instagram

– Как, на ваш взгляд , Петербург подготовился к Чемпионату? В первую очередь рестораны?

– Отлично подготовился. Я прямо вижу желание поспекулировать на Чемпионате. В текстах коллеги Галины Боярковой про ресторанный рынок эксперты говорят о том, что Кубок конфедераций не внёс особого оживления. Пока это странный турнир, к которому ещё не все привыкли. А Чемпионат мира – это всё-таки 2,5 млн проданных билетов.

Кроме того, можно судить по количеству запросов на комментирование, которые я получил за май от ресторанов. При этом диапазон огромный: от «Шаляпина» в Репино до «Старгорода» на Караванной. Даже рестораны, которые, кажется, находятся в реальности, далёкой от футбола, понимают, что приехал «интурист» и люди из Вышнего Волочка, Сибири.

– Какие вы можете отметить позитивные и негативные стороны Чемпионата для Петербурга?

– Негативных я не вижу. Было ясно, что будет неудобно, много людей, нужно быть осторожней с банкоматами и так далее. Перед началом искал на Avito велосипед – знал, что можно забыть про такси между «О, спорт» и стадионом. История про Чемпионат мира – главный мировой турнир – это история, в которую вовлечены все, за исключением пингвинов на Южном полюсе. При этом за последние три года с, казалось бы, бездействующим губернатором изменился профиль города. Открылся кусок ЗСД, изменился трафик и маршруты проезда по города. Мост Бетанкура обнулил Вантовый. Теперь можно, пропустив мосты, вернуться в центр, заплатив не 2000, а 700 рублей. И не за 2 часа, а за 40 минут. Достроили Лахта-центр, сегодня у нас есть прекрасная панорама со стадионом. Санкт-Петербург с запада смотрится совсем иначе.

Благодаря Саудовской Аравии, которая тренируется в Удельном парке (они заплатили денег больше всех) на Пионерской отремонтировали дороги – оказалось, что это возможно. Посмотрим, конечно, сколько они продержатся.

Федор Погорелов: «Мы делаем вклад в воспоминания других людей»

Фото: из группы в Vkontakte, матч Утрехт-Зенит, 2017

– А в городах вроде Саранска останется инфраструктура, как вы думаете? Или будет частично как с Сочи?

– В парадигме проектного менеджмента, которым пользуется Россия, стадионам не дадут пропасть. «Динамо Санкт-Петербург» превратилось в клуб «Сочи», местные армяне будут ходить на стадион. У меня опасения вызывают Нижний Новгород и пресловутый Саранск. Тут всё как в журнале «Ералаш». Губернатор Меркушкин был губернатором Саранска, выбил Краснодар из Чемпионата, потому что любил футбол, но потом стал губернатором Самары. Но в нашей салтыково-щедринской вселенной, если только один стадион из 12 пропадёт – это очень хороший показатель.

Валерия Тёмкина

Здесь еще никто не писал, Вы можете быть первым

Добавить фото
Нажимая кнопку «ответить» Вы принимаете условия Пользовательского соглашения.
Ваш комментарий
Добавить:
фото
Нажимая кнопку «Отправить комментарий» Вы принимаете условия Пользовательского соглашения.
Санкт-Петербург
Ваш город
location
Поделиться геопозицией
используется для поиска ближайших заведений, отображения расстояния до заведения
Ок
Отмена
Загрузка...